Екатерина Самсонова

Основатель и директор Grow IT
Стратегия
Цикл развития хайпа (Hype cycle)
Воскресенье у меня всегда начинается с чтения. Обычно это книги, не связанные напрямую с работой, но расширяющие взгляд на мир. И меня всегда очень радует, когда в таких воскресных книгах встречаются концепции, которые я в том числе использую в процессах профессиональных.
Сегодня в книге Марио Лохнера про психологию инвестирования мне встретился хайп-цикл как одна из основ для анализа ценности вложения денег в ту или иную технологию. Совсем недавно при защите проекта для получения резидентства в Сколково мы также оценивали, где наш продукт располагается на хайп-цикле Gartner.
— В чем тут суть?
— Когда появляется какая-либо новая технология, ожидания вокруг нее взлетают до небес и достигают пика, переоценивая тем самым реальную ценность идеи. Затем, конечно, происходит крах иллюзий и резкое падение. После этого лишь те компании, которые смогли принять обратную связь от рынка и преодолеть недостатки, создают уже зрелый продукт и выходят на плато продуктивности.
Gartner - консалтинговое и исследовательское агентство мировой величины для IT, разрабатывает такие циклы для ключевых технологий ежегодно (у них на самом деле очень много полезных фреймворков, я обязательно еще напишу, что у них точно стоит брать).
— Как это можно использовать?
— Понимание, где именно вы находитесь на этом графике, может быть основой взвешенной стратегии дальнейшего развития.
  • Если вы выводите на рынок абсолютно новую технологию, которая находится на пике хайп-цикла - будьте готовы и к взлету, и к падению. Собирайте как можно больше информации от вашей аудитории и рынка, дорабатывайте продукт и, в идеале, балансируйте его фичами, которые уже вышли на плато продуктивности. Так вы смягчите падение и сможете стать теми счастливчиками, которые вывели новый продукт в стабильную капитализацию.
  • Если вы сейчас в «яме» избавления от иллюзий, то следующий шаг - переосмыслить собранную информацию и пересобрать продукт так, чтобы он отвечал потребностям текущей ситуации. Посмотрите конкурентов, проведите демо, доработайте продукт и двигайтесь дальше.
  • Если вы на плато, то у вас скорее всего уже есть внушительное количество конкурентов, но вы нашли product market fit. Вложитесь в маркетинг, продажи и повышение клиентского сервиса, чтобы побеждать.
Gartner, кстати, очень рекомендую всем, кто связан с IT, как один из основных источников информации об отрасли. А книжка спорная, но на правильные мысли наталкивает.
P.S. Для разработки стратегии в чуть более классическом понимании Gartner тоже дает свои шаблоны. Расскажу на неделе про опыт использования и посмотрим на доработки, которые они выкатили в этом году.
24 СЕНТЯБРЯ/ 2023
Made on
Tilda