Екатерина Самсонова

Основатель и директор Grow IT
Про стратегию
Стратегическое планирование деятельности компании
Сентябрь во многих компаниях - время подведения первых промежуточных результатов года, уточнения целей и задач на оставшиеся месяцы и старт для определения вектора дальнейшего развития. В крупных компаниях в это время чаще всего делается прогноз до конца года, анализируются успехи и неудачи, и составляется первая версия следующего годового бюджета. Этот же период хорош для составления стратегии компании: мы привыкли мыслить календарными годами, и к этому времени с одной стороны уже обладаем достаточной информацией о достижениях и проблемах компании за текущий период, а с другой - у нас в запасе остаётся еще пара месяцев до предновогодней суеты, чтобы обсудить вИдение целей и задач со всеми департаментами, а также выработать и согласовать общий вектор.
Вообще, стратегическое планирование деятельности компании - дело непростое и противоречивое. Если спросить топ-менеджеров, то скорее всего половина скажет, что это дело важное и нужное, ведь без понимания общего вектора и направления очень сложно двигаться, и непонятно, как каскадировать задачи компании на свой департамент. Скорее всего в этом лагере будут руководители маркетинга, пиара, продаж, HR и все, чья зона ответственности напрямую завязана на внешнюю деятельность организации и темпы ее развития. Другая половина скажет, что стратегия - это пустая трата времени, надо просто продолжать хорошо работать и выполнять свои задачи, а планы все равно будут меняться по мере изменения среды. Здесь чаще всего оказываются руководители функциональных подразделений и производства, те, чье внимание больше направленно вовнутрь, на развитие собственных команд и процессов.
Из этих списков можно увидеть, что у стратегии всегда есть плюсы и минусы, и многое будет зависеть от того, как мы организовали сам процесс стратегического планирования и смогли ли учесть все негативные стороны и проблемы.
— Кто прав?
— На самом деле, есть разные точки зрения, и даже в академической литературе по менеджменту тоже есть как сторонники, так и противники стратегического планирования.
Плюсы составления стратегии:
⁃ синхронизация между департаментами и топ-менеджерами
⁃ лучшее планирование ресурсов и более направленная деятельность компании
⁃ определение того, кто мы такие как организация, что нас объединяет
⁃ снижение неопределённости и тревоги для руководителей и сотрудников
⁃ опора для постановки целей и формирования списка задач
Минусы стратегии:
⁃ на согласование и договоренности уходит слишком много времени и ресурсов
⁃ коллективное мышление начинает преобладать, что может приводить к ошибкам планирования
⁃ жесткое планирование мешает видеть возможности и изменения среды
⁃ общее представление об организации зачастую упрощает реальность, лишает ее объемности
⁃ поставленные цели не позволяют достигать прорывного роста, либо напротив, создают слишком сильное давление на сотрудников
Если говорить про меня, то я являюсь скорее сторонником этого процесса, я убеждена, что важно осознавать, что происходит в компании и определять вектор движения. Потому что там, где внимание - там и результаты. Однако, сам подбор подходящих инструментов - дело непростое. Поэтому я хочу ближайшие посты посвятить разбору того, какие подходы к формированию стратегии сейчас существуют, и как они работают. Расскажу о том, что пробовала, а что пока нет, что сработало, а что нет, и где есть потенциальные проблемы и риски. Все эти инструменты, кстати, можно будет использовать и для определения своей персональной или семейной стратегии на следующий год. Так что после обзора есть мысль сделать небольшую практическую сессию для того, чтобы желающие могли составить работающую для них стратегию. Но об этом позже, не переключайтесь
11 СЕНТЯБРЯ/ 2023
Made on
Tilda